Юрий Александрович (yuri_p) wrote,
Юрий Александрович
yuri_p

Category:

Железный конь, погубивший социализм

Статья опубликована в местной газете 22 июня 1993 года

Американцы утверждают, что автомобиль создал Америку, и это не слишком большое преувеличение. Удачно найденный символ западного образа жизни, воплотивший в себе идеалы свободы и индивидуализма, потребительства и национального превосходства, автомобиль действительно стал олицетворением современной цивилизации американского типа. Он дал толчок научно-технической революции, развитию промышленности, созданию сети отличных дорог, помог завоевать мировой рынок.

Не отстают и другие. Спроси у прохожего, что такое Германия, получишь ответ: "Мерседес". Франция - "Пежо", Италия - "Фиат", Швеция - "Вольво". И даже Япония, завалившая весь мир электроникой, все-таки, в первую очередь, страна "Тойот" и "Ниссанов".

До сих пор удивляюсь, как мы тогда не поняли, что развитие индивидуального автомобилизма подрывает социализм надежнее любого ЦРУ. Детище косыгинских реформ - ВАЗ - повлияло на мировоззрение наших людей коренным образом. В известном списке материальных благ: квартира, дача, машина - последнее звено совершенно не сочеталось с тогдашней системой.

Если квартиру давало государство, а дачей можно было считать и халабуду на "законных" сотках, то заветные "Жигули" обычный советский труженик приобрести никак не мог - вспомните свой семейный бюджет в те времена. И социальное равновесие нарушилось. Далеко не все были шахтерами или командирами атомных подлодок, но сотен тысяч и миллионов легковушек не хватало на всех желавших "соответствовать". Сколько за этим кроется преступлений - одному Богу известно.

Что интересно, ни дорог, ни сервиса, ни особого технического прогресса советский автомобиль нам не подарил. Зато возникли: дефицит всего железного и резинового, спекуляция, уродливые гаражи, автомобильная мафия, нехватка горючего, зависимость от иностранных поставщиков, загазованность, продажная ГАИ, нелегальный извоз и зависть к владельцам иномарок. Две последние проблемы решила "перестройка". Продолжателей дела Адама Козлевича узаконили и открыли границы для самобеглого металлолома со всего света.

Между прочим, Н.С. Хрущев, которому тогда оставалось совсем недолго стоять у государственного штурвала, почувствовал опасность и даже что-то такое высказал насчет более коллективного пользования чудесами автотехники. Не подвело чутье старого партийного волка, да уж поздно было: Никиту Сергеевича "скукурузили" на пенсию, и вскоре автозараза поделила нас на самодовольных "владельцев" и неполноценных пешеходов.

Могло ли быть иначе? Да, могло. Причем автор вовсе не собирается звать обратно к крестьянской лошадке и верному ишаку, равно как и к "велосипедизации" китайского типа. Автомобиль - вещь полезная, его массовое появление на наших дорогах было неизбежным, а вот делать его символом успеха, насаждать индивидуализм, потребительство, подрывать социальное равенство не стоило, если мы собирались строить справедливое общество.

Нужно было, если по-разумному, создавать принципиально новую мощную отрасль (условно назовем ее "Автосервис"), которая бы имела на балансе все автомобили индивидуального пользования, содержала бы их, обслуживала и ремонтировала, обеспечивала поголовную автомобильную "грамотность" населения. Как пользоваться автомобилем при такой системе, читатель легко может вообразить и сам.

Положительной стороной является, в первую очередь, колоссальная экономия человеческого труда и времени, а также оптимальная структура автопарка (двух- и многоместные легковые, микроавтобусы, джипы для охоты и рыбалки, полугрузовые машины и мини-грузовики), прекращение автокраж, широкое развитие попутных перевозок и поездок "автостопом".

Главное - автомобилизация в таком виде объединила бы всех нас как по большому счету (все - совладельцы), так и на бытовом уровне (подвезти, помочь, вместе провести досуг). Конечно, наш автомобиль отличался бы от западного, был бы скромнее, проще. Зато это настоящий народный автомобиль, еще один шаг по пути к справедливому устройству общества.

Мы свой шаг сделали, не подумав. И сейчас, когда видишь очередной ржавый "Опель", пыхтящий по колдобинам на остатках гадкого бензина, жаль и гордого его владельца, и упущенных страной возможностей, и всех нас - вечных пешеходов.
Subscribe

  • Прочитано в апреле 2021 года

    Кэйго ХИГАСИНО. Детектив Галилей. Первый детектив одноименной серии. Галилей – прозвище японского ученого, который помогает своему другу, японскому…

  • Прочитано в марте 2021 года

    Мария ВОРОНОВА. Из хорошей семьи. Психологический ретро-детектив автора, известного романами о судье Ирине Поляковой. Молодая героиня начинает…

  • Прочитано в феврале 2021 года

    Виктор МИШИН. Внук. Книги 1 и 2: 1. Внук 1941. 2. Внук 1942. Попаданец в сентябрь 1941 года встретился в окопах с собственным дедом и стал воевать.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • Прочитано в апреле 2021 года

    Кэйго ХИГАСИНО. Детектив Галилей. Первый детектив одноименной серии. Галилей – прозвище японского ученого, который помогает своему другу, японскому…

  • Прочитано в марте 2021 года

    Мария ВОРОНОВА. Из хорошей семьи. Психологический ретро-детектив автора, известного романами о судье Ирине Поляковой. Молодая героиня начинает…

  • Прочитано в феврале 2021 года

    Виктор МИШИН. Внук. Книги 1 и 2: 1. Внук 1941. 2. Внук 1942. Попаданец в сентябрь 1941 года встретился в окопах с собственным дедом и стал воевать.…